Над точной датировкой евангельских событий богословы и
ученые бьются не одно столетие. До сих пор лишь с известной долей достоверности
мы знали о датах рождения Иисуса Христа и его распятия. Кто бы мог
подумать, что свое веское слово в этом вопросе скажут… геологи? Однако, именно
они претендуют на то, чтобы определить день казни наиболее точно.
Иисуса Христа распяли в пятницу, третьего апреля 33 года нашей эры. К такому
выводу пришли не богословы, не библеисты, а немецкие и американские
ученые-геологи, проанализировавшие сейсмическую активность в районе Мертвого
моря за последние две тысячи лет.
Спросите, при чем тут сейсмическая активность? Ученые приняли за аксиому
текст Евангелия от Матфея, в котором сказано: в день и час распятия Христа
произошло сильнейшее землетрясение.
"Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот,
завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни
расселись…" — описывает самый трагический евангельский момент евангелист
Матфей. Приняв на веру эти библейские слова и сопоставив их с другими — теми,
которые указывают, что распятие случилось в пятницу месяца ниссана, — ученые и
пришли к выводу, что наиболее вероятная дата казни — 3 апреля 33 года. Этот
день удовлетворяет всем условиям: апрельская пятница до праздника Песах в промежутке
с 26 по 36 годы нашей эры. Согласно геологическим исследованиям, именно в это
десятилетие и случилось небывалое землетрясение близ Иерусалима.
Впрочем, ученые все-таки осторожно оговариваются. "День недели и дата
распятия известны с достаточной степенью точности, однако год остается под
вопросом", — пишет геолог Джефферсон Уильямс из Supersonic Geophysical. Он
и его коллеги Маркус Шваб и Ахим Брауэр из Германского исследовательского
центра геонаук (German Research Center for Geosciences) изучали ради своего
открытия три образца пород, взятых с пляжа Эйн Геди на Мертвом море.
Но все-таки исследователи берут на себя смелость
утверждать, что, с учетом еврейского календаря, астрономических расчетов и
геологических данных, дата распятия выверена правильно.
Мрак, который наступил на земле после смерти Сына Божьего и
о котором рассказывает евангелист Лука ("Было же около шестого часа
дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и
завеса в храме раздралась посредине"), произошел из-за сильнейшей песчаной
бури, разразившейся в это время. Мало того, что такое природное явление — не
редкость в песчано-каменистой Иудее, так его еще могло спровоцировать и
землетрясение.
Дату распятия пытались установить не раз, и разброс между предлагаемыми
вариантами был впечатляющ — от 25 года нашей эры до сороковых годов. Но данные,
полученные учеными, подтверждают самую что ни на есть традиционную версию:
Христа распяли именно в тридцать третьем году от Его рождества.
Хотя здесь тоже сложность: ведь до сих пор неизвестно, в каком же
именно году родился Иисус. Последняя "официальная" версия — четвертый
год "до рождества Христова", но в таком случае, к моменту распятия
Ему должно было быть 37 лет, что не стыкуется с Евангелиями. Те утверждают, что
Иисус, выйдя на проповедь, был около тридцати лет отроду, а проповедовал Он три
года. В общем, согласовывать еще и согласовывать.
Уточнение датировок не может не радовать: ведь это подтверждает
достоверность и истинность того, что описано в Евангелии. Открытия, сделанные
учеными, сводят на "нет" ту часть атеистической пропаганды, которая
построена на утверждении, будто бы евангельский текст невозможно соотнести
ни с каким историческим промежутком, а стало быть — он весь насквозь выдуман.
Не мудрено, кстати, что над проблемами датировок бьются именно немецкие и американские
ученые — для протестантов вопрос "исторического Иисуса" всегда стоял
острее, чем для православных или католиков. Те более увлечены богословскими
аспектами.
Но, конечно, установление точных дат (как и вообще, все подробности, имеющие
отношение к Евангелию) чрезвычайно важны для христиан всего мира. Рука об руку
начинают идти вера в вечность и неизменность жертвы Спасителя (а для такой веры
не нужно точное сведение, в какой именно день совершилось распятие) и научное
знание о том, когда конкретно это свершилось.
Пожалуй, апостол Павел (любимый апостол
протестантов) был бы доволен, узнав, что ученые в буквальном смысле слова
роют носом землю, стараясь совместить веру и знание — вопреки тем, кто уверяет,
будто это невозможно. Сам Павел считал, что не просто возможно, но даже
необходимо: нужно не просто
верить, нужно именно знать. "Ибо я знаю, в Кого уверовал", — пишет
апостол во втором послании к своему ученику Тимофею. А из сегодняшнего дня ему
радостно отвечают: и мы знаем, как и когда случились события, в которые мы
верим.